«Школьные» автобусы

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по договорной работе. Аренда транспортных средств. Рекомендации по заключению договораНапример, если арендатор осуществляет пассажирские перевозки с использованием арендуемого транспортного средства, ему может потребоваться кондуктор — должностное лицо, осуществляющее продажу билетов в транспортном средстве (п. 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112). Согласно ст. 1 Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (заключено в г. Женеве 01.07.1970), кондуктор (любое лицо, которое сопровождает водителя транспортного средства, производящего перевозки пассажиров) относится к членам экипажа. Если объектом аренды является автобус, который будет использоваться для организованной перевозки группы детей, арендатору необходим водитель, соответствующий требованиям, которые изложены в п. 8 Правил организованной перевозки группы детей автобусами (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2015 года № 1184 в Правила дорожного движения вводится новый термин «Школьный автобус». Изменены пункты, регулирующие движение по полосе для маршрутных транспортных средств. Вторая подряд поправка, затрагивающая правила перевозки детей. Предыдущие изменения ПДД были 10 июля 2015 года.

Новый термин ПДД

«Школьный автобус» — специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.

Отметим, что школьный автобус принадлежит дошкольной образовательной или общеобразовательной организации. Они определены в части 2 статьи 23 закона «Об образовании в Российской Федерации»

1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

Такие организации являются некоммерческими, то есть любому владельцу автобуса заработать на перевозке школьников не получится. Обратите внимание, что автобус именно для перевозки школьников и детей младшего возраста, а не для перевозки любых учащихся.

Изменения в пункте 18.2

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов — в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе.

Изменение вводит право движения школьных автобусов по полосам для маршрутных транспортных средств. Соответствующие поправки внесены и к описаниям дорожных знаков.

Знаки с измененным описанием

5.11.1 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств». Дорога, по которой маршрутные транспортные средства, велосипедисты, а также школьные автобусы и транспортные средства, используемые в качестве легкового такси, движутся по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.

5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств». Специально выделенная полоса, по которой маршрутные транспортные средства, велосипедисты, а также школьные автобусы и транспортные средства, используемые в качестве легкового такси, движутся попутно общему потоку транспортных средств.

Знаки-исключения только для маршрутных транспортных средств

Как в случае с легковым такси и велосипедистами школьный автобус не имеет полноценных преимуществ маршрутных транспортных средств. Его водитель обязан выполнять требования знаков 3.1 — 3.3, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.27, 4.1.1-4.1.6 и выполнять требования разметки. Если выделенная полоса отделена сплошной разметкой въезжать и выезжать с нее школьному автобусу запрещено. Подробнее о привилегиях смотрите в статье «Движение такси по полосе для маршрутных транспортных средств» — они идентичны.

Подводя итог — с 16 ноября 2015 года движение по полосе для маршрутных транспортных средств разрешено:

  • маршрутным транспортным средствам — в том числе и «маршруткам»;
  • легковым такси;
  • велосипедистам;
  • школьным автобусам.

В редакцию нашей газеты обратились жители поселков Тернового, Мирного и Первомайского. Суть их проблемы заключалась в том, что в детский сад «Теремок», который расположен в поселке Октябрьский, перестали подвозить их малышей.

«К каким чиновникам мы только ни обращались, всюду ответ один: не положено», — написали в своем письме в редакцию возмущенные родители.

Кроме этой проблемы они еще озадачены тем, что прошел слух о том, что якобы в «Теремке» будет сокращена одна из групп.

По поручению главы муниципального образования Тбилисский район ситуацию прокомментировал начальник управления образованием В. В. ТРАЙЦ.

— Длительное время подвоз детей в дошкольное образовательное учреждение «Теремок» осуществлялся автобусом средней школы №9.

Однако согласно положению о безопасности перевозок пассажиров автобусами, которое утверждено приказом Министерства транспорта РФ от 8 января 1997 года №2 с изменениями, внесенными приказом того же Министерства от 18 июля 2000 года №75, а также пункта 3 положения, утвержденного приказом департамента образования и науки Краснодарского края от 10 мая 2011 года №2168 «О мерах по обеспечению эффективности использования автобусов и безопасности дорожного движения при организации перевозок учащихся», специальные школьные автобусы используются только по целевому назначению — для доставки в течение года учащихся.

При перевозке детей дошкольного возраста посадочные места в транспортных средствах должны иметь кроме ремней безопасности дополнительные приспособления. Также необходимо обеспечить ежедневное сопровождение детей медицинским работником и двумя воспитателями. Эти условия оговорены законом Российской Федерации от 30 марта 1999 года №52РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Кроме того, в соответствии с законом Краснодарского края от 21 июля 2008 года №1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» не допускается нахождение (пребывание) детей в возрасте до семи лет в общественных местах без сопровождения родителей, родственников или лиц, уполномоченных родителями. Они обязаны лично передавать ребенка воспитателю детского сада и забирать ребенка у него, не передавая его посторонним людям.

Исходя из вышесказанного, следует, что автобус средней школы №9 не может осуществлять подвоз воспитанников детского сада «Теремок».

Теперь что касается дополнительного подвоза детей в «Теремок» автобусами пригородного сообщения, осуществляющими пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам регулярного сообщения.

Согласно постановлению Правительства РФ от 14 февраля 2009 года №112 «Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» автобусы осуществляют свое движение строго по утвержденным маршрутам и расписанию. Поэтому маршрутными автобусами пригородного сообщения дополнительный подвоз родителей с детьми в «Теремок» также невозможен.

И в заключение о сокращении одной из групп детского сада. Делать этого не планируется. В настоящее время здесь функционируют три группы общей численностью 60 малышей.

Школьный автобус и организация перевозок

Как следует из Правил дорожного движения (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090), школьным признается автобус, предназначенный для доставки детей, в отношении которого выполняются необходимые указания к транспортным средствам согласно нормам о техническом регулировании, и которым владеет и распоряжается школа.

Хотя такая перевозка характеризуется особой спецификой, к ней в т. ч. применяются правила, предусмотренные для организованной перевозки групп детей.

Согласно п. 2.1 приложения 2 к Методическим рекомендациям, направленным Письмом Минобрнауки России от 29.07.2014 N 08-988 (далее – Рекомендации), директор школы должен обеспечить:

  • профессиональную надежность водителей автобусов;
  • содержание автобусов в технически исправном состоянии, предупреждение отказов и неисправностей при их эксплуатации;
  • безопасные дорожные условия на маршрутах автобусных перевозок;
  • организацию перевозочного процесса по технологии, обеспечивающей соблюдение правил перевозки детей школьным автобусом и безопасные условия таких перевозок.

Согласно п. 1.3 Рекомендаций в сферу перевозок школьным автобусом входит:

  • привоз учеников в школу;
  • доставка учеников обратно после завершения уроков и иных школьных мероприятий;
  • перевозки детей на различные развивающие и культурные мероприятия.

В соответствии с п. 2.1, 2.5 Рекомендаций маршруты для доставки учеников утверждаются местными органами власти и должны соответствовать требованиям безопасности. При этом определяются места сбора, посадки и высадки обучающихся. На соответствующих местах остановок школьного автобуса вывешиваются знаки, указывающие, где именно останавливается автобус для посадки и высадки учеников.

Правила перевозки детей

На основании п. 3.1.2 Рекомендаций школьные автобусы должны:

  • соответствовать требованиям Правил организованной перевозки детей, согласно которым транспортное средство не должно быть старше 10 лет, соответствовать техническим требованиям к перевозкам пассажиров, быть допущено к участию в дорожном движении, оснащено тахографом и аппаратурой ГЛОНАСС;
  • своевременно проходить техосмотр, обслуживание и ремонт;
  • ежедневно подвергаться предрейсовому контролю технического состояния автобусов с соответствующими отметками в путевом листе.

Согласно п. 1.3, 1.4 приложения 5 к Рекомендациям с учениками в школьном автобусе должны ехать не менее двух взрослых сопровождающих. На передней и задней части транспортного средства должны быть закреплены знаки «Дети».

Кроме этого, автобус должен быть оборудован:

  • поясами безопасности;
  • цветографическими знаками безопасности;
  • кнопками подачи сигнала водителю;
  • средствами громкоговорящей связи;
  • двумя огнетушителями;
  • медицинской аптечкой.

Согласно п. 2.3 приложения 5 к Рекомендациям водитель, в частности, обязан убедиться:

  • в технической исправности автобуса;
  • в наличии необходимой путевой документации;
  • в правильности оформления путевого листа;
  • в чистоте салона автобуса и своего рабочего места.

Количество пассажиров автобуса для перевозки обучающихся не должно превышать числа посадочных мест (п. 2.7 приложения 5 к Рекомендациям).

В пути следования запрещается:

  • отклоняться от графика и заданного маршрута движения;
  • отвлекаться от управления автобусом;
  • курить, принимать пищу, вести разговоры;
  • перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности;
  • пользоваться сотовым телефоном без специальной гарнитуры;
  • допускать в автобус посторонних лиц.

Скорость движения автобуса не должна превышать 60 км/ч. (п. 3.2, 3.3 приложения 5 к Рекомендациям).

Рекомендациями предусмотрены и другие правила перевозки детей школьным автобусом. Рекомендуем ознакомиться с ними, найдя их по соответствующим реквизитам (указаны в начале материала) в сети Интернет.

Езда с ребёнком на борту легкового автомобиля сопряжена с рядом обязательств и ограничений для водителя. Но если речь идёт об организованном движении и на автобусе с количеством детей более 8, то для этого разработано специальное Постановление правительства. Именно оно в октябре 2020 года претерпевает ряд изменений. Разработаны новые правила поведения для водителя и сопровождающего при организованной перевозке детей автобусами. Стали ли группы детей без родителей безопаснее, касается ли новый закон школьных автобусов и общественного городского транспорта, рассмотрим в этой статье о поправках.

На самом деле, законом изменения называть не совсем верно. Формально они не относятся к законам, а являются Постановлением правительства России под номером 1196 о внесении изменений в другое ППРФ – №1177. Таким образом, первый нормативный акт просто вносит изменения во второй с начала октября 2019 года – основные правила организованной перевозки группы детей в автобусе.

Среди наиболее важных нововведений:

  1. ремни безопасности и пристёгнутые в них дети обязательны не только в междугородних перевозках, но и в городских автобусах для групп детей,
  2. больше ответственности переложено на сопровождающего,
  3. срок для подачи разрешения в ГИБДД для организованного движения детей теперь составляет всего сутки.

Но есть ещё довольно большой ряд изменений. Их мы и рассмотрим по порядку!

В самом начале ППРФ идёт определение терминов, используемых в правилах перевозки. И одно из них исключается – определение туроператора.

Равно как исключается любое дальнейшее упоминание работников туротрасли в автобусных перевозках групп детей.

С 1 октября вносится изменение к требованиям к самим автобусам, перевозящим детей.

  • они как и ранее должны быть не старше 10 лет от роду,
  • быть в исправном состоянии,
  • допущен к участию в перевозке детей и дорожному движению в целом,
  • оснащён тахографом, а также российской спутниковой системой,
  • и новое требование – он должен быть оборудован ремнями безопасности для детей.
Изменения в требования к автобусам с октября 2019 года

Было Стало
3. Для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащён в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. 3. Для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащён в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и оборудован ремнями безопасности.

Теперь официальный список должен содержать не только сведения о детях, но и:

  • о сопровождающих организованную перевозку группы детей (ФИО и телефон),
  • о медицинском работнике в автобусе (ФИО и копия лицензии или договора с медучреждением, имеющим такую лицензию),
  • других работниках (ФИО, телефон и пункты посадки/высадки, если те едут не весь маршрут).

Для самих детей нужно указать в их списке:

  • фамилию, имя и отчество,
  • дату рождения или возраст,
  • контактные телефоны родителей,
  • места высадки и посадки, если они едут не весь маршрут перевозки.

В частности, у сопровождающего должен быть такой список:

4(1). Для осуществления организованной перевозки группы детей ответственный или старший ответственный за организованную перевозку группы детей и координацию действий водителей при многодневных поездках обязан иметь при себе список мест размещения для детей на отдых в ночное время, содержащий также наименование юридического лица или фамилию, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, размещающих детей на отдых в ночное время или осуществляющих деятельность в области оказания гостиничных услуг, либо реестровый номер осуществляющего организацию перевозки туроператора в едином федеральном реестре туроператоров.

Теперь все документы после осуществлённой перевозки нужно хранить не 3 года, а 90 дней. Исключение составляет ДТП с наличием пострадавших – тогда остаются те же 3 года.

Новые сроки хранения документов с октября

Было Стало
5. Оригиналы документов, указанных в пункте 4 настоящих Правил, хранятся организацией или фрахтовщиком и фрахтователем (если такая перевозка осуществлялась по договору фрахтования) в течение 3 лет после осуществления каждой организованной перевозки группы детей. 5. Оригиналы документов, указанных в пункте 4 настоящих Правил, хранятся организацией или фрахтовщиком и фрахтователем (если такая перевозка осуществлялась по договору фрахтования) в течение 3 лет после осуществления каждой организованной перевозки группы детей, во время которой произошло дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими, в иных случаях — в течение 90 дней.

Ранее уведомление о предстоящей перевозке группы необходимо было подавать не позднее, чем за 2 дня до неё. Теперь же 2 новых срока:

  • если перевозка междугородняя, то за 48 часов до неё (не позднее),
  • если городская или пригородная, то за 24 часа.

Новый абзац добавлен в Постановление правительства с 1 октября:

Назначенный сопровождающий обязан перед началом движения автобуса убедиться, что дети пристёгнуты ремнями безопасности, контролировать использование ими ремней безопасности в пути следования, обеспечивать порядок в салоне, не допуская подъём детей с мест и передвижение их по салону во время движения.

Прочитать полный текст Постановления правительства №1177 в редакции на сегодняшний день.

Теперь давайте рассмотрим наиболее распространённые вопросы касательно организованной перевозки групп несовершеннолетних.

Нужно, обязательно. Но только если автобус оборудован ремнями безопасности и вне зависимости от того, ребёнок это или взрослый.

В законодательстве с октября речь идёт о необходимости оборудования всего транспорта для перевозки детей только при организованном движении именно группы детей. Речь не идёт обо всех автобусах, в салоне которого находятся дети.

Нет. Школьный автобус, даже если он перевозит только детей, является маршрутным транспортным средством.

А, согласно действующим ПДД, организованная перевозка группы детей, к которой и применяются особые правила, в том числе с 1 октября 2019 года, осуществляется на автобусах, не относящихся к маршрутным.

Для водителей легковых автомобилей есть штраф 3 000 рублей за перевозку ребёнка до 7 лет без автокресла или непристёгнутым в нём.

А вот за нарушения правил перевозки группы детей транспортом есть свои наказания.

Штрафы за нарушения перевозки детей

Норма КоАП Нарушение Штраф
Часть 4 статьи 12.23 Если автобус не соответствует правилам, нет договора фрахтования, водитель не соответствует обязанностям, без программы маршрута, сопровождающего или без списка детей. 3 000 рублей – на водителя,
25 000 – для должностных лиц,
100 000 – для юр. лиц и ИП.
Часть 5 статьи 12.23 Нарушение правил перевозки в ночное время. 53 000 рублей или лишение на 4-6 месяцев – на водителя,
50 000 – для должностных лиц,
200 000 – для юр. лиц и ИП.
Часть 6 статьи 12.23 Другие нарушения. 25 000 – для должностных лиц,
100 000 – для юр. лиц и ИП.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *