Отложение составления протокола об административном правонарушении

Общество было лишено возможности воспользоваться правом, предусмотренным КоАП РФ, как при составлении протокола, так и при рассмотрении дела об административном правонарушении

13.05.2011

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 05.05.2011 г. № ВАС-2297/11
О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Юхнея М.Ф., судей Гвоздилиной О.Ю., Чистякова А.И., рассмотрев в судебном заседании заявление закрытого акционерного общества «ПЭС/СКК» о пересмотре в порядке надзора «постановления» Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2010 по делу N А55-16228/2010 Арбитражного суда Самарской области,
установила:
Закрытое акционерное общества «ПЭС/СКК» (г. Самара; далее — общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области (далее — управление) от 07.07.2010 N 36-10/370 о привлечении общества к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.09.2010 заявленное требование удовлетворено.
«Постановлением» Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2010 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требования отказано.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре «постановления» суда апелляционной инстанции в порядке надзора общество просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.
Управление 25.06.2010 в месте нахождения общества провело проверку на предмет соблюдения им валютного законодательства и по ее окончании направило обществу по факсу 31 уведомление, в которых сообщило о выявленных в его действиях административных правонарушениях и предложило явиться 28.06.2010 в помещение управления для составления протоколов по «части 6 статьи 15.25» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ, Кодекс). Получив эти уведомления 25.06.2010, общество в тот же день направило управлению по факсу ходатайство об отложении составления протоколов, сославшись на недостаточность времени для подготовки к участию в составлении протоколов 28.06.2010, а также на отсутствие руководителя с 28.06.2010 по 30.06.2010.
Управлением данное ходатайство не было рассмотрено и протокол об административном правонарушении N 36-10/370 составлен 28.06.2010 в отсутствие представителя общества.
При рассмотрении 07.07.2010 дела об административном правонарушении, по результатам которого вынесено оспариваемое постановление N 36-10/370, управление не допустило представителя общества, действовавшего на основании доверенности, сославшись на отсутствие в ней номера дела.
Удовлетворяя требование общества о признании незаконным и отмене постановления управления, суд первой инстанции сделал вывод о том, что указанные обстоятельства свидетельствуют о существенных нарушениях порядка привлечения общества к административной ответственности.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд апелляционной инстанции счел, что вывод о существенном процессуальном нарушении при составлении протокола без рассмотрения ходатайства об его отложении в отсутствии представителя общества не основан на нормах «КоАП» РФ. По мнению суда, права общества соблюдены, поскольку оно было извещено о времени и месте составления протокола.
Между тем, по мнению коллегии судей, суд апелляционной инстанции не учел следующего.
В соответствии с «частью 1 статьи 1.6» КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно «статье 25.1» КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено, если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В «статье 28.2» КоАП РФ содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, обеспечивающие соблюдение гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к ответственности, в том числе об участии законного представителя юридического лица в его составлении.
Таким образом, лицу, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность участвовать при его составлении и пользоваться другими правами, предусмотренными «Кодексом».
В связи с этим административный орган при поступлении ходатайства об отложении составления протокола применительно к «статье 25.1» КоАП РФ обязан рассмотреть такое ходатайство на предмет обоснованности и по результатам рассмотрения принять мотивированное решение об его удовлетворении либо об оставлении без удовлетворения.
Процессуальные действия, совершаемые в рамках административного производства, предполагают участие в их совершении определенных лиц, которым действующее законодательство предоставляет тот или иной объем процессуальных прав — не только на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении, но и на стадии составления протокола.
Исходя из этого суд первой инстанции правомерно отклонил довод управления о том, что права заявителя, имеющего возможность участвовать при рассмотрении дела об административном правонарушении, не могут быть нарушены при составлении протокола в его отсутствие.
Протокол является основным процессуальным документом, которым фиксируется факт административного правонарушения и подтверждающие его доказательства. Обязанность административного органа извещать юридические и физические лица о предстоящем составлении в отношении них протокола об административном правонарушении и, соответственно, право этих лиц участвовать в его составлении, обусловлены значением этой стадии процедуры привлечения к административной ответственности, на которой, как правило, разрешается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении с учетом представляемых объяснений, доказательств, возражений и заявляемых ходатайств. Поэтому отказ административного органа от рассмотрения ходатайства об отложении составления протокола лица, не имеющего возможность явиться лично либо направить своего законного представителя на составление протокола, а также своевременно подготовиться к нему, может повлечь за собой лишение такого лица прав, обеспечивающих соблюдение гарантий их защиты, в том числе право присутствовать при составлении протокола, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, а, следовательно, и необоснованное возбуждение в отношении него производства по делу об административном правонарушении.
В данном случае, как установлено судом первой инстанции, законный представитель общества в назначенное время составления протокола об административном правонарушении находился за пределами Самарской области и не мог участвовать в составлении протокола (заявителем представлены соответствующие документы).
При этом, как следует из ходатайства общества, его генеральный директор, получив 25.06.2010 (в пятницу) уведомление о явке 28.06.2010 (понедельник), своевременно сообщил управлению об отсутствии возможности явиться для составления протокола в период по 30.06.2010.
В связи с этим составление управлением протокола об административном правонарушении в отсутствие представителя общества при наличии нерассмотренного ходатайства об отложении проведения данного процессуального действия не соответствует требованиям «статьи 28.2» КоАП РФ и свидетельствует о лишении общества гарантий защиты, предоставленных ему действующим законодательством.
Вывод суда первой инстанции о неправомерности ссылки управления в обоснование отказа от рассмотрения названного ходатайства на незначительность времени до истечения срока давности привлечения общества к ответственности, исключающего производство по делу об административном правонарушении, является правильным.
Недостаток времени для привлечения к административной ответственности не может служить основанием для лишения лица, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, прав, предоставляемых ему «КоАП» РФ, равно как и освобождать административный орган от обязанности по соблюдению соответствующих положений «Кодекса». Поэтому возбуждение дела об административном правонарушении на границе истечения срока давности привлечения к административной ответственности не может являться основанием для отказа в рассмотрении ходатайства об отложении составления протокола.
Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства, которое вменяется обществу, составляет 1 год, управление вправе было возбудить дело об административном правонарушении с 09.07.2009 (дата совершения обществом вменяемого ему правонарушения), однако начало процедуру привлечения к административной ответственности лишь 25.06.2010, при наступлении срока давности 09.07.2010, то есть за 2 недели до его истечения. Как установил суд первой инстанции, управление не предприняло всех мер по своевременному выявлению обстоятельств административного нарушения, при этом доказательств того, что затягивание процессуальных сроков связано с действиями лица, привлекаемого к административной ответственности, не представило. Напротив, управление само затянуло привлечение общества к административной ответственности, поскольку, обладая правом на составление протокола при выявлении правонарушения непосредственно в месте нахождения общества, предпочло перенести составление протокола в помещение управления.
Кроме того, при отложении составления протокола с учетом отсутствия возможности у законного представителя общества присутствовать на составлении протокола в период по 30.06.2010 управление могло назначить составление протокола на 01.07.2010 и рассмотреть дело об административном правонарушении до 09.07.2010 — в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Не допустив представителя общества по доверенности к участию в рассмотрении дела об административном правонарушении, управление также нарушило порядок привлечения общества к административной ответственности,
«Статьей 25.5» КоАП РФ предусмотрено, что для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник. Защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуется всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство. В качестве защитника может выступать адвокат или иное лицо. При этом полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
«КоАП» РФ не устанавливает требования о включении номера дела об административном правонарушении в выдаваемую защитнику доверенность, равно как и не указывает отсутствие в ней номера дела в качестве основания для запрета или ограничения участия защитника, действующего на основании такой доверенности, в рассмотрении дела об административном правонарушении.
Разъяснение, содержащееся в «пункте 24» постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее — постановление Пленума) о том, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле, касается особенностей доказывания факта извещения законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела в том случае, если такой номер указан в доверенности, и не может рассматриваться как устанавливающее требование об обязательном его включении в содержание доверенности.
В тот же «пункт» постановления Пленума включено указание о том, что в целях «КоАП» РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица («часть 2 статьи 25.4» КоАП РФ). Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя. Вместе с тем «КоАП» РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное «частью 4 статьи 28.2» КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Согласно «части 1 статьи 48» Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.
Не допустив к рассмотрению дела об административном правонарушении защитника, полномочия которого были удостоверены в соответствии с законом, управление нарушило гарантированное «Конституцией» Российской Федерации право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на получение юридической помощи.
Согласно «пункту 10» постановления Пленума нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных «КоАП» РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности («часть 2 статьи 206» АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа («часть 2 статьи 211» АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
С учетом указанного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, рассмотрев дело без участия явившегося представителя заявителя, управление лишило общество возможности квалифицированно возражать и давать объяснения по существу выявленного правонарушения, в связи с чем допустило существенное нарушение процедуры привлечения общества административной ответственности.
Данный вывод не опровергнут судом апелляционной инстанции, что является нарушением положения «пункта 13 части 2 статьи 271» Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об обязательном указании в «постановлении» арбитражного суда апелляционной инстанции мотивов, по которым суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, если его решение было отменено.
Таким образом, общество было лишено управлением возможности воспользоваться правами, предусмотренными «КоАП» РФ, как при составлении протокола, так и при рассмотрении дела об административном правонарушении.
В связи с этим у суда апелляционной инстанции для отмены решения суда первой инстанции и отказа в удовлетворении требования общества о признании незаконным оспариваемого постановления управления оснований не имелось.
Учитывая изложенное, коллегия судей полагает, что обжалуемое обществом «постановление» суда апелляционной инстанции подлежит пересмотру в порядке надзора в соответствии с «пунктом 1 статьи 304» Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как противоречащее закону и нарушающее единообразие в толковании и применении судами норм права.
Руководствуясь «частью 4 статьи 299», «статьями 300» и «304» Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей
определила:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А55-16228/2010 Арбитражного суда Самарской области для пересмотра в порядке «постановления» Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2010 по данному делу.
2. Направить копии определения и заявления лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора до 3 июня 2011 года.
Председательствующий судья
М.Ф.ЮХНЕЙ
Судья
О.Ю.ГВОЗДИЛИНА
Судья
А.И.ЧИСТЯКОВ

Разместить:

Проверяемое лицо также не считается уведомленным, если уведомление получено неуполномоченным лицом. Уполномоченный орган обязан уведомлять законного представителя компании, т. е. руководителя или иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ).

Не является законным представителем лицо, действующее на основании доверенности, но многие суды считают уведомление такого представителя надлежащим уведомлением, если получение корреспонденции было оговорено в доверенности.

Не считается надлежащим уведомлением получение извещения сотрудниками, у которых нет такой доверенности.

Не следует оставлять без внимания недостатки, допущенные при составлении протокола.

Содержание

Отложение составления протокола об административном правонарушении

На практике чаще всего основаниями признания незаконными и отмены постановлений о привлечении к административной ответственности становятся такие процедурные нарушения, как составление протокола о привлечении к административной ответственности в отсутствие представителя компании, а также без надлежащего уведомления о времени и месте составления протокола. Дело в том, что такие нарушения лишают привлекаемую к ответственности компанию возможности реализовать права, предоставленные ей статьей 25.1 Кодекса об административных правонарушениях, в том числе квалифицированно возражать и давать объяснения по поводу вменяемого ей правонарушения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью.

Ходатайство об отложении составления протокола об административном правонарушении

Обычно отклоняют, заявив, что с вами в родственных отношениях не состоят с нарушителем или что-то вроде этого.

В том случае, если судья отклонит ваше ходатайство об отводе, вам следует подать ходатайство отложении дела в связи с тем, что нуждаетесь в юридической помощи и хотите нанять защитника. Только такое ходатайство судья не может отклонить, так как в самой Конституции РФ закреплено положение о том, что любой гражданин имеет право на юридическую помощь, то есть на защиту.

Вот после того, как слушанье дела будет отложено на некоторое время, вам необходимо незамедлительно подать ходатайство на имя председателя районного суда об отводе судьи.

Вы должны указать в ходатайстве свои доводы о тех нарушения норм КоАП РФ, которые допущены судьей.

Ходатайство об отложении составления протокола об административном правонарушении образец

ИнфоДанные доводы подтверждаются также в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ «…существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.). Отсутствие указанных данных является существенным недостатком Протокола.

При составлении Протокола об административном правонарушении права, предусмотренные ст.

Определение об отложении составления протокола об административном правонарушении

ВажноПроцессуальные действия, совершаемые в рамках административного производства, предполагают участие в их совершении определенных лиц, которым действующее законодательство предоставляет тот или иной объем процессуальных прав — не только на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении, но и на стадии составления протокола. Исходя из этого суд первой инстанции правомерно отклонил довод управления о том, что права заявителя, имеющего возможность участвовать при рассмотрении дела об административном правонарушении, не могут быть нарушены при составлении протокола в его отсутствие.
Протокол является основным процессуальным документом, которым фиксируется факт административного правонарушения и подтверждающие его доказательства.

Однако отказ в удовлетворении ходатайства не лишает вас права обжаловать его или же подать такое же ходатайство по ходу рассмотрения дела. Все поступившие ходатайства в обязательном порядке приобщаются к делу.

Как правило, ходатайства подаются для вызова понятых и свидетелей, отложения рассмотрения дела, о приобщении или исключении доказательств и т.д.

ВниманиеПодача ходатайств дает возможность приобщить к делу более широкий круг доказательств и тем самым более полно рассмотреть дела и принять судье объективное решение.

Вы должны быть готовы к тому, что судья отклонит все ваши ходатайства по надуманным мотивам. Видя такое беззаконие, вам следует заявить отвод такому судье.

Попробуйте написать ходатайство об отводе прямо во время судебного процесса и посмотрите на реакцию судьи. Сомнительно, чтобы судья это ходатайство удовлетворит.

Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Поэтому, если в протоколе и постановлении о привлечении к административной ответственности фигурируют неправильное наименование и адрес компании (в частности, ее старые наименование и адрес, которые уже неактуальны согласно сведениям ЕГРЮЛ), это может стать причиной отмены постановления о привлечении к административной ответственности (постановление ФАС Поволжского округа от 03.09.09 по делу № А57-1578/2009)

Ни в протоколе, ни в постановлении о привлечении к ответственности не указана конкретная статья КоАП РФ

В протоколе и постановлении о привлечении к административной ответственности должна быть указана статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за выявленное нарушение (ч.

Перенос составления протокола об административном правонарушении

Пленума ВАС РФ от 02.06.04 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»). Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч.

2 ст. 25.4 КоАП РФ). Представитель компании, действующий на основании доверенности, законным не является. Тем не менее многие суды считают надлежащим уведомлением, если извещение получило лицо, имеющее доверенность на получение корреспонденции, адресованной компании или ее законному представителю (постановление ФАС Уральского округа от 28.12.10 по делу № А47-5114/2010).

Перенос срока составления протокола об административном правонарушении

Нет, по ходатайству юр.лица отсрочить составление протокола нельзя. Сроки составления протокола установлены в ст.28.5 КоАП РФ, которую составляют императивные нормы, не предусматривающие иных вариантов для отсрочки составления протокола.
Отложить составление протокола не более чем на 2-е суток или 1 месяц (в случае проведения административного расследования) органы, имеющие право составлять протоколы, вправе только при наступлении обстоятельств, указанных в ст.28.5 КоАП РФ, как например, необходимость дополнительного выяснения обстоятельств дела или проведение административного расследования.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

<…

«Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении

Перенос даты составления протокола об административном правонарушении

Не допустив представителя общества по доверенности к участию в рассмотрении дела об административном правонарушении, управление также нарушило порядок привлечения общества к административной ответственности, «Статьей 25.5» КоАП РФ предусмотрено, что для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник. Защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуется всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство. В качестве защитника может выступать адвокат или иное лицо.
Если Вы приходите в суд не в первый раз и заявляете данное ходатайство, при этом, особых препятствий для получения доказательств Вами или Вашим защитником не было, Вам могут отказать.

Можно найти и другие основания для заявления данного ходатайства, но эти три являются обоснованными и Вы вправе рассчитывать на их удовлетворение.

Да. Есть еще один момент.

Если Вы по каким-то причинам не можете приехать на рассмотрение дела в назначенный день, Вам также необходимо подать ходатайство об отложении рассмотрения дела накануне судебного заседания.
В противном случае, в соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ, при наличии сведений о Вашем извещении о дате и времени рассмотрения дела заседание могут провести в Ваше отсутствие.

Желаю удачи в разрешении возникших ситуаций.

КоАП РФ в отношении меня, _________________________________________, ходатайствую о вызове в суд:

КоАП РФ.

__________________(________________) «___» ________ 201__ года.

4. Ходатайство об истребовании материалов.

Судье______________________________

Х О Д А Т А Й С Т В О

На основании ст.

Поэтому отказ административного органа от рассмотрения ходатайства об отложении составления протокола лица, не имеющего возможность явиться лично либо направить своего законного представителя на составление протокола, а также своевременно подготовиться к нему, может повлечь за собой лишение такого лица прав, обеспечивающих соблюдение гарантий их защиты, в том числе право присутствовать при составлении протокола, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, а, следовательно, и необоснованное возбуждение в отношении него производства по делу об административном правонарушении.
Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. N 5,

в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол; определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.

Пленум ВС РФ также указал, что возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст.

КоАП РФ налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5 (в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно-кассовых машин), ст. 15.1, 15.2 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 23.5 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени налоговых органов вправе:

руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, его заместители;

руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в субъектах РФ, их заместители;

руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в городах, районах.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.3 — 15.9, 15.11, ч.

В остальных случаях дела рассматриваются мировыми судьями.

В соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы: 1)

относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; 2)

имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; 3)

правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; 4)

имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; 5)

достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; 6)

имеются ли ходатайства и отводы.

Как указал Пленум ВС РФ в п. 2 Постановления от 24 марта 2005 г.

В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности;

согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.

Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением.

Самара; далее — общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области (далее — управление) от 07.07.2010 N 36-10/370 о привлечении общества к административной ответственности. Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.09.2010 заявленное требование удовлетворено.

«Постановлением» Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2010 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требования отказано. В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре «постановления» суда апелляционной инстанции в порядке надзора общество просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.

Протокол об административном правонарушении — это главный документ, на основании которого выносится решение по делу. Требования к содержанию установлены в КоАП РФ. Если протокол составлен с нарушениями или не по форме, его вернут должностному лицу, которое составило бумагу.

В протоколе об административном правонарушении фиксируют факт нарушения закона. Его могут составить только уполномоченные должностные лица. Все они перечислены в КоАП РФ. Далее рассмотрим, кто составляет протокол об административном правонарушении и какие существуют особенности этого документа.

Основания для составления протокола об административном правонарушении

Причинами могут быть:

  • обнаружение факта нарушения закона (если сотрудник не уполномочен сам рассматривать дело об административном правонарушении);
  • обжалование предполагаемым нарушителем его вины;
  • выявление нарушения, которое совершил гражданин, не достигший 18 лет;
  • обнаружение факта нарушения, за которое предусмотрено более жесткое наказание, чем предупреждение, если его совершили сержант, старшина, солдат, матрос, служащие по призыву, или курсант военного вуза до заключения контракта.

Если протокол составлен после назначения наказания, которое обжалует нарушитель, его приобщают к постановлению. Оно может быть оспорено в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

Уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении

Лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении:

  • сотрудники полиции;
  • должностные лица органов контроля за работой НКО, в том числе подразделений международных и зарубежных компаний, общественных объединений, политических партий, религиозных обществ;
  • сотрудники налоговой инспекции;
  • сотрудники МЧС;
  • должностные лица Росреестра;
  • должностные лица таможенной службы и органов экспортного контроля;
  • пограничники;
  • работники трудовой инспекции;
  • должностные лица органов социальной защиты;
  • сотрудники Росздравнадзора.

Список лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях, довольно объемный. Это те сотрудники, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях. Отдельно в статье 28.3 дается список должностных лиц, которые вправе только составлять протоколы. Это:

  • члены избирательных комиссий и комиссий на референдумах;
  • члены комиссий по делам несовершеннолетних;
  • инспекторы Счетной палаты;
  • сотрудники внебюджетных фондов РФ — нарушения, связанные с перечислением денег в фонды;
  • сотрудники уголовно-исполнительной системы — нарушения в отношении объектов уголовно-исполнительной системы;
  • должностные лица учреждений, подведомственных Минфину;
  • сотрудники вневедомственной охраны и других организаций, которые подчиняются Росгвардии;
  • должностные лица органов, ответственных за лесную охрану, а также за госпожнадзор;
  • инспекторы по охране окружающей среды;
  • должностные лица «Росатома»;
  • капитаны судов;
  • сотрудники органов, ответственных за охрану животного мира;
  • руководители пожарно-спасательных подразделений противопожарной службы.

Порядок составления протокола об административном правонарушении

Для рассмотрения протокола об административном правонарушении должен быть соблюден порядок его оформления. Согласно КоАП РФ, сотрудник, составляющий протокол об административном правонарушении, должен объяснить сторонам их права и обязанности. Отметка об этом делается в документе.

Гражданину важно следить за тем, что пишет сотрудник в протоколе. По ходу составления документа он вправе заявлять свои возражения, если уверен, что процедура нарушена.

Гражданина обязательно должны ознакомить с протоколом. Если в совершении правонарушения подозревают юрлицо, с содержанием ознакомляют представителя компании. Эти лица вправе предоставить свои объяснения и заявить о замечаниях по тексту, их должны приложить к протоколу.

Обратите внимание!

Если гражданин или представитель компании не явились к должностному лицу, протокол составляют без них. Копию направляют в течение 3 дней со дня формирования документа.

Срок составления протокола об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении составляется сразу же после того, как было выявлено нарушение. Конкретный срок составления протокола об административном правонарушении в КоАП РФ не назван, сказано лишь, что это должно произойти немедленно после задержания. Если нужно выяснить обстоятельства дела или информацию о нарушителе, на составление документа отводится максимум 2 суток.

Перечислим сведения, из-за отсутствия которых срок составления могут отложить до 2 дней:

  • отягчающие или смягчающие обстоятельства, невыясненные детали нарушения, наличие у лица необходимых документов (лицензий, сертификатов);
  • сведения о гражданине, включая ФИО, место работы, семейное положение, наличие детей и иждивенцев, размер дохода, привлечение к административной санкции ранее;
  • данные о юрлице — ИНН, адреса, наличие факта постановки на учет, счета в банках и их реквизиты.

По итогам административного расследования также оформляется протокол.

Образец составления протокола об административном правонарушении

При составлении протокола об административном правонарушении используется форма, утвержденная административными регламентами. Протокол по делу об административном правонарушении должен содержать:

  • дату и место оформления;
  • должность и ФИО должностного лица;
  • сведения о нарушителе;
  • данные о свидетелях и пострадавших;
  • обстоятельства дела;
  • время и место нарушения;
  • указание статьи КоАП РФ, устанавливающей санкции;
  • письменное объяснение подозреваемого.

Если в производстве участвовали понятые, об этом сообщается в протоколе. Указываются их ФИО, адреса, контакты и данные паспорта.Число понятых должно быть не менее двух. В протоколе также могут быть отражены замечания этих граждан.

Если должностные лица при выявлении нарушения применили специальные средства, их показания также отражаются в документе. Важно прописать наименование техсредства и его номер.

Протокол об административном правонарушении подписывает составивший его сотрудник, а также нарушитель. Если последний отказывается ставить свою подпись, об этом делается отметка в документе.

Обратите внимание!

Бывает так, что нужно изложить дополнительные обстоятельства, включение которых в протокол не предусмотрено. В таком случае сотрудник составляет рапорт и излагает там установленные факты. Например, дорожный полицейский может приложить к делу составленную им схему дорожно-транспортного происшествия. Ее также подписывают и должностное лицо, и нарушитель.

Гражданину под расписку вручают копию акта об административном правонарушении.

Когда не нужен акт об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении не всегда нужен для назначения наказания. Если за нарушение грозит штраф или предупреждение, должностное лицо вправе на месте составить постановление, а копию выдать гражданину.

В этом случае протокол может понадобиться, только если гражданин не согласен с выводами должностного лица и пытается оспорить свою вину. В такой ситуации документ прикладывается к постановлению.

Если правонарушение связано с благоустройством территории или сферой дорожного движения и совершено водителем или хозяином земельного участка, протокол не составляется. Это правило действует для ситуаций, при которых нарушения зафиксированы автоматическими техническими средствами. Постановление выносят без участия нарушителя. Экземпляры постановления и доказательств направляют по почте или электронными документами в течение 3 дней.

Если нарушение касается налоговой сферы и было выявлено во время проверки автоматизированной системы ФНС, а нарушитель признал вину, протокол не составляется, постановление выносят без участия виновного. Это касается следующих нарушений:

  • работа без кассовой техники;
  • использование несоответствующей требованиям кассовой техники;
  • невыдача покупателю чека.

Резюме

Во время производства по делу об административном нарушении оформляется несколько документов. Один из них — протокол. Форма утверждена в административных регламентах госорганов, чьи должностные лица вправе оформлять эти документы. В каждом протоколе должны быть следующие сведения:

  • дата и место составления;
  • должность и ФИО сотрудника;
  • сведения о нарушителе;
  • данные о свидетелях и пострадавших;
  • обстоятельства дела;
  • время и место нарушения;
  • статья КоАП РФ, устанавливающая санкцию;
  • письменное объяснение подозреваемого.

Если протокол составлен с нарушениями и в таком виде направлен в суд, судья отошлет его обратно на доработку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *