Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа№1» г.Новомосковска Тульской области

Методическая работа на тему:

«Особенности работы преподавателя ДМШ

и ДШИ»

Подготовила:

преподаватель высшей категории

по классу струнных народных инструментов /домра

Гуляева Татьяна Викторовна

2019год

1. Вступление_______________________________________________3

2. Коммуникативные особенности______________________________3

3. Специфика индивидуальных занятий _________________________5

4. Воспитательный процесс ___________________________________7

5. Портрет педагога __________________________________________7

6. Авторитет преподавателя. Общение с учеником ________________9

7. Развитие мотивации _______________________________________10

8. Заключение ______________________________________________11

9.Список используемой литературы____________________________12

1.Вступление

Работа в педагогическом коллективе предполагает, что педагог должен быть

своего рода психологом. Коллеги по работе, родители учеников имеют свой

характер, темперамент, профессиональный и жизненный опыт. И общение с

иногда весьма неоднозначными, неординарными и одиозными личностями

требует от педагога огромного терпения и ещё большего таланта психолога. В

процессе музыкального обучения наиболее часто взаимодействуют две

личности: педагог и ученик.

Работа с детьми обязывает нас все нерешённые

бытовые и семейные проблемы, другие раздражающие факторы оставлять за

порогом класса. Главное в работе педагога, увлечь ребёнка в мир музыки и

оставить его там надолго. А это возможно лишь при одном условии –

ученику должно быть комфортно в этом мире. Ведь ребёнку очень трудно

общаться с взрослыми, которые только и делают, что поучают или, наоборот,

абсолютно равнодушны к происходящему на уроке.

Каждый ребёнок – это тоже целый мир! Со своим типом характера,

темперамента, скоростью восприятия и мышления, строптивостью и

покладистостью, музыкальным талантом, и, увы, порой его отсутствием,

желанием учиться или снисходительным хождением в школу в ответ на

желание его родителей.

2.Коммуникативные особенности

Результатом взаимодействия учителя и учащихся и складывающихся между

ними отношений могут быть следующие виды общения: общение на основе

увлечённости совместной творческой деятельностью; общение на основе

дружеского расположения; общение-дистанция; общение-устрашение;

общение-заигрывание. Особый интерес представляет сравнение тех действий

и высказываний учителя, которые характеризуют диаметрально

противоположные типы общения: общение-устрашение и общение на основе

увлечённости совместной творческой деятельностью.

Для общения-устрашения характерно устойчивое стремление учителя

захватить инициативу на уроке, занять доминирующее положение и навязать

свою волю ученикам. В этих целях он использует приказ, порицание, угрозу в

форме приказа, нотации, наставления, подчас наказания. В основе

организации учебного процесса у такого учителя лежат «авторитарно-

императивные принципы» (определение Ш.А.Амонашвили), а девизом его

деятельности становятся слова «Делай так, как я тебе говорю!»

Свою основную задачу он усматривает лишь в том, чтобы любыми

способами добиться усвоения учащимися программного материала. Внешний

порядок и дисциплина являются следствием строгой проверки и контроля

учащихся со стороны педагога. Всё это создаёт напряжённость во

взаимоотношениях между обучаемыми и обучающим, нередко приводит к

конфликтам между ними и вызывает взаимную неприязнь. Лишь в условиях

совместной творческой деятельности педагога и учащихся складываются

отношения партнёрства, которые проявляются во взаимосвязи и

взаимовлиянии обучающего и обучаемых.

В условиях соактивности основными орудиями педагога становятся

просьбы, советы, похвала, одобрение или доброжелательное порицание.

Неизбежно меняется функциональная нагрузка педагога: на уроке он

акцентирует внимание учеников не на выполнение его требований, а на

содержательном аспекте деятельности, раскрывая цель и мотив каждого

задания. Основной формой учебной деятельности в этом случае является

совместная увлечённость коммуникативно-познавательной деятельностью,

живое общение . Ведущим девизом их совместной деятельности является

лозунг «Действуем вместе!». В зависимости от ситуации на уроке педагог

выступает в роли партнёра, или помощника и консультанта, или инициатора

общения, а в случае необходимости и арбитра. Что касается ученика, то

благодаря благоприятным межличностным отношениям он не испытывает

страха сделать языковую ошибку, быть непонятым, чувствует себя

раскованно и свободно. Экспериментально доказано, что следствием

доброжелательных взаимоотношений педагога и учащихся является

повышение уровня мотивации поведения последних.

Вступая в отношения сотрудничества, педагог ориентируется не на функции

ребёнка как ученика, а не его личность и перспективы её развития. Такое

взаимодействие, как правило, выходит за рамки учебного общения и

осуществляется в различных видах деятельности, стимулирующих

практические навыки юного музыканта — подготовка к концертам,

репетиционные часы, поездка на конкурс, посещение концертов, классные

часы и т.д.

Чтобы правильно строить свои отношения с учащимися, в первую очередь

необходимо понимать психологию конкретного ребёнка. Бездумное

использование унифицированных рецептов по обучению и воспитанию не

приносит желаемых результатов. Педагогическое мастерство как раз и

состоит в том, чтобы уловить своеобразие каждого ребёнка, быть

внимательным ко всему, что происходит на уроке, своевременно и правильно

реагировать на поведение учащихся, на их отношение к предмету и к

педагогу.

Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших

компонентов профессионально-педагогической культуры. Необходимость ее

формирования обусловлена тем, что педагог постоянно включен в процесс

общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с

теми, кто становится партнером по контакту: с учениками, их родителями,

коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной

деятельности, важнейшим условием осуществления которой является

общение.

Нельзя не согласиться с Ш.А.Амонашвили, утверждающим, что современный

педагог должен владеть не только профессионализмом, но и искусством

общения с ребёнком и детским коллективом. При этом, важно помнить, что

педагог может играть роль партнёра по общению с учениками лишь при

условии, если он обучен и воспитан в духе справедливости к ним,

солидарности с ними и толерантности к ним, если он способен быть

открытым в проявлениях своих интересов и эмоций и умеет критически

осмыслить своё поведение. На первый взгляд перечень названных умений и

качеств достаточно прост. Но это лишь на первый взгляд, так как строить

правильные отношения с детьми не так легко, как кажется.

3.Специфика индивидуальных занятий

Не каждый хороший музыкант может быть хорошим педагогом. И не каждый,

кто имеет педагогическое образование, может являться человеком

творческим. Я считаю, что 90% успеха ученика зависит от того, кто его учит.

Преподаватели музыкальной школы… Кто мы: учителя, педагоги,

наставники, воспитатели? Если обратиться к толковым словарям – все слова

между собой синонимы. Преподаватель – лицо, занимающееся

преподавательской и воспитательной деятельностью. Педагог – лицо,

занимающееся преподавательской работой как профессией, то есть

преподаватель. Учитель – это, прежде всего наставник, несущий людям

новые знания, новый опыт. Воспитатель – человек занимающийся

воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия

жизни и развитие личности другого человека. Преподаватель музыкальной

школы – это особый педагог. Он должен быть музыкантом, психологом,

воспитателем, учителем, наставником, примером для подражания. И эти все

перечисленные факторы, должны проявляться одновременно, в комплексе.

Учитель игры на любом инструменте должен быть, прежде всего, учителем

музыки, то есть, её разъяснителем и толкователем (Г.Нейгауз)

Музыкальная школа – это образовательное учреждение, где ребёнок

обучается индивидуально. Если вовремя опроса на уроке, в

общеобразовательной школе, у ученика есть возможность «спрятаться за

спинами» других учеников и промолчать, то здесь он должен непрерывно

работать и выполнять задачи поставленные преподавателем. В освоении

такого вида искусства, как музыка, присутствует момент «принуждения», т.к.

большая часть детей приходит в музыкальную школу по настоянию своих

родителей. Поэтому некоторые первоклассники, уже в первом полугодии, не

3 выдерживают такую нагрузку, у них появляется страх, неуверенность,

нежелание заниматься музыкой. Перед нами стоит задача не допустить этого.

Тщательное планирование уроков с малышами должно способствовать

творческому обдумыванию первоочередных задач и, как правило, появлению

новых интересных мыслей на самом уроке. Индивидуальная форма занятий

даёт нам большое преимущество. Она позволяет приспособиться к темпам

обучения с учётом возможностей ребёнка. У нас всегда есть возможность

двигаться быстрее или медленнее, и при этом следить, чтобы ученику не

было слишком трудно или скучно. Главное не переусердствовать в освоении

нового материала и не форсировать этапы обучения.

Трудность заключается в том, что нам приходится каждый час

перестраиваться применительно к индивидуальным особенностям

очередного ученика. «Сколько у педагога учеников, столько и дарований с

присущими им особенностями» (В. Натансон). Педагог приспосабливается к

каждому ученику, непрерывно изучая его. Он как бы создаёт для него

индивидуальную методику, опираясь на сегодняшний уровень его

достижений и на то, как он воспринимает указания педагога. С первого урока

перед учителем музыки стоит общая задача комплексного воспитания

ребенка и умения составлять психолого-педагогическую характеристику на

ученика, с целью прогнозирования и планирования дальнейшего роста

обучаемого.

4. Воспитательный процесс

Воспитание исполнительских навыков неотделимо от воспитания характера

ученика в целом. Ученик, небрежно разбирающий музыкальный текст,

обычно проявляет небрежность в поведении, на которую педагог, при

удобном случае, может и должен воздействовать. Нарушение чувства ритма —

всегда указывает на известную расхлябанность характера, а четкая

ритмическая выдержка — тесно связана с выдержкой в поведении и речи.

Бледная и вялая игра соответствует замкнутости и необщительности ребёнка.

Не следует пренебрегать и внешними моментами воспитания:

аккуратностью, дисциплиной, опрятностью, изяществом и благородством

жестов и осанки, приветливостью в обращении. Исключительно большое

значение имеет воспитание культуры речи, ибо не умеющий складно

мыслить, не умеет складно говорить, а не умеющий складно мыслить и

говорить — никогда не научится хорошо играть. Музыкант должен уметь

рассказать, что он слышит или исполняет. Успешное воспитательное

воздействие на ребёнка оказывают выдержка, искренность, требовательность

и чуткость педагога. Не должно быть притворной ласковости или

непрерывных окриков. Считается, что строгость – самый чувствительный

инструмент педагогики, но не найдя ключ к душе ученика, важно не

превратится в музыкального цербера. Характерной чертой большинства

музыкантов – педагогов является скупость на словесные одобрения. Между

тем хорошо известно, что подчёркивание удач ученика имеет гораздо

большее значение с точки зрения стимулирования его работы, чем повторное

акцентирование недостатков.

Вся учебно-воспитательная деятельность педагога — музыканта должна

проходить под девизом: «Поощрять, а не разочаровывать. Лучше

перехвалить, чем недохвалить». Как сказал Рахманинов: «Художнику

необходимы три вещи: похвала, похвала и похвала…». Она необходима для

возмещения затраты нервов и сил, которые нужны для того, чтобы исполнить

настоящее произведение.

5 . Портрет педагога

Каждый педагог имеет свой индивидуальный стиль работы. Этот стиль

должен непрерывно совершенствоваться и обогащаться за счёт собственных

педагогических находок, общения с коллегами и изучения научно-

методических трудов талантливых педагогов, в которых осмысливается весь

комплекс соответствующих проблем. Всё это создаёт творческую личность

учителя, его «индивидуальный педагогический почерк». Сколько людей с

удовольствием музицируют и наслаждаются музыкой благодаря таланту

своего учителя музыки; и сколько людей лишены этого удовольствия потому,

что преподаватель оказался недостаточно чутким, недостаточно

квалифицированным и заинтересованным в профессии. Педагогический

процесс строится не только на индивидуальных особенностях ученика.

Занятия, даже с одарённым ребёнком, не будут успешными без таланта

педагога, без его интуиции, мастерства и увлечённости своим делом.

Хорошие музыкальные данные ребёнка не могут являться гарантией того, что

ребёнок будет музыкантом. Чтобы это произошло, необходимо обучение и

настойчивость, проявленные педагогом и учеником одновременно. Если

ребёнок лишён таланта, то в нашем распоряжении есть его интеллект,

который может помочь в обучении маленького музыканта. При этом учителю

необходимо понимать, что его способности и интеллект зависят от

генетических факторов и условий окружающей среды. Тем не менее, иногда

можно услышать фразу: «Буду работать только со способными детьми, а на

слабых – нечего тратить нервы и время». Такое безразличие недопустимо в

педагогической работе. Каждый ученик имеет право на внимание педагога,

его доброжелательность и уважительное отношение. Это важнейший

принцип педагогической этики. Ученик, почувствовав равнодушие учителя,

тоже будет равнодушно относиться к занятиям. Педагог, не подходящий

творчески к работе с более слабыми учениками, не только лишает их своего

культурного воспитательного воздействия, но и себя лишает возможности

приобрести интересные и необычные методы преподавания, которые могут

оказаться весьма полезными в работе с другими обучающимися. Вступая на

стезю преподавательской деятельности, педагог лишает себя права давать

волю своим нервам. Он обязан быть терпеливым по отношению к любым

ошибкам и непонятливости тех, кто пришёл к нему за помощью, пришёл

учиться. Он должен спокойно и благожелательно помочь им в трудном деле

овладения исполнительским мастерством. У Марины Цветаевой есть строки:

«…О, через все века… бреду в плаще ученика». Эта фраза точно

характеризует нашу профессию. Общение tet-a-tet (фр.), что буквально

означает «голова к голове», предполагает создание духовного пространства,

которое педагог образует вокруг себя и ученика, а внутри, это пространство

должно быть заполнено Музыкой и творчеством. Талантливый педагог и

бездарный ученик столь же малопроизводительное сочетание, как бездарный

педагог и талантливый ученик. Подобное к подобному – это один из самых

разумных принципов при разрешении проблемы учитель и ученик.

6. Авторитет преподавателя. Общение с учеником

Общение с учеником — есть ещё одно условие для успешной работы

преподавателя – это его авторитет, который создаётся в процессе общения с

учеником. Дети необычайно остро воспринимают всё, что связано с

личностью педагога. Авторитет педагога опирается на его культуру, знания,

человеческие качества и поступки. Таким образом, любое общение с

педагогом является для ученика воспитывающим. Поэтому педагогу стоит

обращать повышенное внимание на свой внешний вид и поступки, а также

умение вести себя с учениками и коллегами по работе. С первых уроков

ученик склонен сразу с уважением относиться к преподавателю. Нам надо

лишь закрепить это своей работой и уважительным отношением к ребёнку.

Когда у педагога есть авторитет, то между учеником и учителем

складываются простые, доверительные отношения, способствующие

человеческому и творческому контакту. Но простота и лёгкость общения не

должны быть восприняты учеником как повод к приятельским отношениям.

Внутренняя дистанция между ними должна сохраняться. Преподаватель на

протяжении всей своей жизни имеет дело с предельно сложным и

изменчивым материалом – детской психикой, которая зависит от характера и

возраста ребёнка. Ученикам младшего возраста достаточно двух, трех

замечаний педагога, и они стараются исправиться. А подросткам, у которых

уже сложились собственные взгляды, надо доказать и доказать убедительно,

почему надо играть так, а не иначе. Педагогический контакт можно считать

сложившимся тогда, когда ученик отчётливо воспринимает указания педагога

и выполняет их. Каждый новый год приносит с собой нечто новое в развитии

характера ребёнка, его интеллекта и эмоциональной сферы. Каждый новый

этап развития требует со стороны педагога нового подхода к учащемуся и

предъявления новых требований. Поэтому разность в общении с ребёнком и

подростком должна иметь следующие положения: 1. Речь, обращённая к

ребёнку, должна состоять из коротких простых фраз, темп речи сравнительно

медленный. 2. Ребёнку можно несколько раз повторить объяснения, а

подростка приучать запоминать указания с первого раза. 3. Интенсивность

проведения урока должна повышаться от младших классов к старшим. В

младших классах приходится учитывать медленность восприятия ребёнка и

отсутствие привычки к длительной непрерывной работе. В старших классах,

наоборот, — урок должен быть достаточно интенсивным, но на любом этапе

обучения внимание ученика не должно оставаться незагруженным. 4.

Указания ребёнку 8-9 лет должны быть чёткими и конкретными. Подросток

обязан уметь работать на основе обобщенных указаний. 5. Домашние задания

детям младшего возраста должны быть точно сформулированы; подросткам

можно предоставлять самостоятельность в планировании своей работы.

7.Развитие мотивации

Ни одна сфера не даёт такой возможности в утверждении собственной

индивидуальности, как искусство: ведь нельзя в математике или химии по

своему трактовать законы и формулы. А в музыкальной школе можно играть

понравившееся произведение с разной степенью успешности и со своим

личным отношением к исполняемому. В музыкальной школе существует

такая форма мотивации, как система академических концертов, зачётов,

экзаменов. Её, безусловно, следует отнести к принудительной форме. Никто

не рад сдавать очередной экзамен. Но такую систему следует признать

необходимой. Существуют и другие, более «мягкие» формы мотивации,

побуждающие к регулярным занятиям и изучению новых музыкальных

произведений. К ним относятся выступления на родительских собраниях,

участие в ансамблевой игре, слушание музыки, посещение концертов. Особое

место в мотивации к искусству занимает эйфорическая мотивация, то есть

мотивация получения удовольствия от занятий музыкой и публичных

выступлений. Для этого нужно умело подбирать концертный репертуар,

чтобы выход на сцену был праздником, а не повинностью. При этом пьесы не

должны быть обязательно сложными. Если у ребёнка от выступления

остались приятные ощущения, он может выйти со сцены удивлённым,

открыв самого себя, способного на большее, чем он предполагал. Именно это

радостное состояние необходимо направить на творческий рост дальнейших

достижений. Что чаще всего происходит «до» и «после» выступления

ученика? «До» — это максимальное напряжение всех сил. «После» — ученик в

лучшем случае оставлен, наконец, в покое; в худшем – на него обрушивается

шквал критики. В этот момент целесообразно фиксировать внимание ребёнка

только на удачах, которые можно повторить и улучшить. Тогда эйфорическая

мотивация закрепит только момент удачи. А про «неудачу», можно

поговорить и позже. Это всё, конечно, не осознаётся самим учеником. Но

педагог на то и педагог, чтобы вести ребёнка к такому состоянию, тем самым

поддерживать мотивацию. Как закрепить и не растерять в рутине

образовательного процесса эти пиковые состояния творческой эйфории? Их

можно использовать как ступеньки к ещё большему росту в творчестве, они

помогут раскрыть новые возможности, ощущения и образы. В музыкальной

школе дети обучаются по разным мотивациям. Например: достижение

определённых успехов в учёбе, подражание друзьям или кумирам из мира

музыки и, конечно, благодаря повышенному интересу их родителей. Итак,

основные методы развития мотивации:

1 – работа на возбуждение эйфорической мотивации и полезное применение

энергетики от публичных выступлений;

2 – предоставление возможностей для спонтанных выступлений учащихся;

3 – «горящие» глаза педагога и его запредельная, с точки зрения ученика,

компетентность (что очень непросто в случае с подростками);

4 – «родители-соучастники»: дома слушают музыку, читают и проявляют

интерес к культуре;

5 – развитие азарта творчества и стремления к лучшим выступлениям;

6 – преподносить ребёнку самого себя и информацию – в «яркой, блестящей,

эмоциональной упаковке».

8. Заключение

Труд педагога – это вечное испытание на мудрость и терпение,

профессиональное мастерство и незаурядность. Он должен быть всегда в

«творческом состоянии», иметь широкий круг знаний, умений, навыков,

обладать педагогическим талантом и постоянно заниматься повышением

профессионального и исполнительского уровня. «Нельзя представлять себе

дело таким образом, что учитель берёт готовую методику, методические

разработки … и просто копирует их… Каждый метод, установленный в

методике, в психологии, учитель должен творчески переработать» (проф.

И.А. Каиров). От педагога по специальности зависит насколько увлечётся

учащийся музыкой. Если преподаватель сумеет сделать процесс работы

живым, интересным для них обоих, если он будет сам увлечен музыкой, тогда

даже средний по данным ученик воспримет увлечённость преподавателя и

перенесёт её на своё отношение к музыкальным занятиям. Результаты

обязательно скажутся. Настоящий педагог, каждую свободную минуту думает

о своих учениках. Если же начинать думать о них, лишь переступая порог

учебного заведения, — то можно с уверенностью сказать, что этот учитель не

будет успешным в своей профессии ,ведь творческое общение с учащимися –

та живительная сила, которая совершенствует педагогическое мастерство.

Вот почему с такой искренней и горячей благодарностью обращаются А. Б.

Гольденвейзер и Г. Г. Нейгауз к своим ученикам, обнаруживая при этом

большую психологическую наблюдательность и поразительную скромность и

величие, столь чуждое мелкому педагогическому тщеславию. А. Б.

Гольденвейзер писал: «Многое мне дали мои учителя, большему я обязан

самому себе, больше же всего меня научили мои ученики». Самые теплые

слова благодарности посвятил своим ученикам Г. Г. Нейгауз: «…….если дал

кое – что моим ученикам, то они дали мне не меньше, если не больше, и я им

бесконечно благодарен за это, так как наши совместные устремления к

познанию искусства и овладению им были залогом дружбы, близости и

взаимного уважения, а эти чувства принадлежат к лучшему, что можно

испытать на нашей планете».

Список используемой литературы:

1.Бодалев А.А. Психология общения./М.: Издательство Институт

практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК,

1996.-256 страниц.

2.Нейгауз, Г. » Об искусстве фортепианной игры. / Г.Нейгауз – Москва, 1958.

3.Парыгин Б.Д. Социальная психология. проблемы методологии, истории и

теории/ СПб.: ИГУП, 1999. — 592 с.

4.Психологическая диагностика детей и подростков учебное пособие//Под

ред. К.М. Гуревич, Е.М. Борисовой. — М.: Международная педагогическая

академия, 1995г.

5.Б.Теплов. Психология музыкальных способностей//-изд.Академия

педагогических наук РСФР, 1947г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *